![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского![]() Зал 1. Витрина 8. ![]() С 1986 года в залах Оружейной палаты экспонируются два редких памятника превосходной скульптурной чеканки первой половины XVII века: крышка раки царевича Дмитрия из Архангельского собора Московского Кремля (1630) и крышка раки Кирилла Белозерского (1643), выполненные мастерами Серебряной палаты Московского Кремля. ![]() Руководил работой один из лучших ювелиров того времени, «жалованный мастер первой статьи» Гавриил Овдокимов. Подобных уникальных памятников декоративно-прикладного искусства сохранилось в России только три: два в Оружейной палате и один в Русском музее (Санкт-Петербург) - крышка раки Александра Свирского - вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь, расположенный близ города Олонец, откуда в 1923 г. она поступила в Русский музей. Специалисты предполагают, что рака Александра Свирского могла быть выполнена той же группой мастеров-серебряников с Гаврилой Овдокимовым во главе. ![]() Все три памятника являются замечательными образцами скульптурной чеканки, имеют общность композиции, реалистическую трактовку лица, фигуры разметаются на фоне, сплошь покрытом растительным орнаментом. ![]() Серебряная рака трагически погибшего в конце XVI века царевича Дмитрия была выполнена по заказу царя Михаила Федоровича. От неё сохранилась только крышка, сама рака была похищена во время войны 1812 года. ![]() Крышка раки Кирилла Белозерского, основателя монастыря на Белом озере, крупнейшего просветителя XIV столетия, считалась утраченной. И только благодаря научному сотруднику кремлевского музея-заповедника Е.В.Шакуровой, талантливым реставраторам В.М.Германюку, Н.И.Долгову и А.Б.Наумову удалось воссоздать это произведение, которое хранилось в разных фондах музея, разобранное на множество фрагментов (около тридцати). Детали были выправлены, промыты и закреплены на деревянном каркасе. Внимательное изучение фрагментов, а потом и восстановленного памятника указало на принадлежность его образа Кириллу Белозерскому, о чем свидетельствуют надписи на фрагментах. Учитывая исключительную значимость надписи для исторической характеристики памятника приводим ее полностью: «При державе государя царя великаго князя Михаила Федоровича всея Русии и при его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Евдокее и при благородных чадехъ при благоверном царевиче князя Олексее Михайловиче и при благоверной царевне княжне Ирине Михайловне и при благоверной царевне княжне Анне Михайловне и при благоверной княжне Татиане Михайловне и святейшемъ Иосифе патриархе Московъскомъ и всея Русии зделал сию раку преподобному чюдотворцу Кирилу Белозерскому по обещанию болярин Федор Иванович Шереметевъ при игумене Анътонии и при келаре старце Саватеи Юшкове лета 7151» (соответствует концу 1642 - началу 1643 гг.). ![]() ![]() ![]() Среди богатых вкладов Шереметева в Кирилло-Белозерский монастырь самым значительным является рака основателя монастыря Кирилла Белозерского, ставшая впоследствии главной ценностью монастыря. ![]() Чеканные изображения Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия необыкновенно выразительны и передают их индивидуальные черты. Они представлены в рост: Дмитрий в царских одеждах, Кирилл в одеждах схимника, с развернутым свитком в руке и благословляющим жестом. На свитке чеканная надпись, выполненная сложной вязыо. Их лица сохраняют живые черты - открытые глаза, родинку на щеке, детскую припухлость черт у царевича Дмитрия; морщины па лбу, впалые щеки, строгие глаза под высокими дугами бровей, твердо сжатые губы у Кирилла. Его лицо передает состояние душевной сосредоточенности, аскетичной неподвижности и вместе с тем одухотворенности. Хочется отметить удивительно чистый и ясный рисунок чеканки на одеждах и растительном узоре, обрамляющем фигуры. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |