Произведения московских златокузнецов XVI века в технике эмали

Зал 1. Витрина 6.

В XVI веке особого развития достигла техника эмали. Чаще всего мастера пользовались эмалью для заполнения филигранных узоров. Отдавалось предпочтение изысканным зеленым и голубоватым тонам эмали, которые хорошо сочетались с крупными неогранеными камнями — синими сапфирами и розовыми турмалинами.

Примером подобной техники может служить оклад на мерную икону 1554 года царевича Ивана, сына Ивана Грозною. Мерной она названа потому, что при рождении царевича в меру его роста выполнялась икона с изображением святою, в честь которого он был наречен. Оклад покрыт тончайшей сканью в виде листьев, цветов, переплетающихся лент и залит белой, голубой, зеленой и синей эмалью, которую дополняют зернь (золотые вкрапления в эмаль), драгоценные камни и жемчуг.

Евангелие Ивана Грозного

Евангелие Ивана Грозного.

Мастерские Московского Кремля, 1571 год.

Золото, драгоценные камни, жемчуг,

чеканка, эмаль, скань, зернь, чернь.

Икона мерная Иоанн Лествичник

Икона мерная

«Иоанн Лествичник».

Мастерские Кремля, 1554 год.

Золото, драгоценные камни,

жемчуг, дерево, чеканка,

скань, эмаль, темпера.

Оклад иконы Богоматерь Одигитрия

Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия».

Москва, XVI век.

Золото, драгоценные камни, скань, эмаль.

Искусство московских ювелиров демонстрирует оклад на Евангелие 1571 года, подаренное Иваном Грозным Благовещенскому собору Московского Кремля. К этому времени царь дважды овдовел и готовился жениться в третий раз. Жертвуя Евангелие в Благовещенский собор Московского Кремля, Иван Грозный связывал с ним надежды на счастливый брак. Здесь и чеканка, при помощи которой выполнены пять рельефных медальонов, и чернь — ею сделаны надписи вокруг этих медальонов, и эмаль, залитая в тончайшее золотое кружево, причем цвет эмали соответствует цвету драгоценных камней, украшающих оклад. Среди них выделяется синий сапфир — любимый камень Ивана Грозного (царь считал, что этот камень помогает отгадывать измены и отгоняет дурные сны).

Если бы до наших дней дошел только этот оклад на Евангелие, то и тогда мы с полным правом могли бы сказать, что XVI век был временем расцвета ювелирного дела на Руси.

Недалеко от Евангелия Ивана Грозного размещены три великолепные панагии (наперсные иконы) — камеи, резанные на трехслойном сардониксе, с изображением Иоанна Предтечи, Богоматери Великая Панагия и Иоанна Лествичника. Специалисты предполагают, что эти камни, близкие по форме и цвету, происходят из Венеции. Подбор святых (Иоанн Предтеча считался патроном царя Ивана Грозного, Иоанн Лествичник — царевича Ивана Ивановича), стиль, иконография — все свидетельствует о том, что резьба была выполнена в Москве в XVI веке.

Складень иконы Николай Чудотворец

Складень иконы «Николай Чудотворец».

Москва, XVI век.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг,

чеканка, чернь, резьба, яичная темпера.

Панагея с камеей в оправе

Панагея с камеей в оправе.

Мастерские Московского Кремля, середина XVI век.

Золото, серебро, сардоникс, драгоценные камни,

жемчуг, чеканка, скань, эмаль, резьба, чернь.

Панагии имели золотые оправы, но в оправе сохранилась только одна из них. Две другие панагии были украдены в 1918 году из Патриаршей ризницы и только через 50 лет, сменив не одного владельца, вновь оказались в Оружейной палате, но без золотых оправ.

Одним из интересных памятников ювелирного искусства XVI века является оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» 1560 года. Сканый изящный орнамент оклада покрыт нежной эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Изготовление оклада связано с семьей Ивана Грозного, поэтому на полях оклада изображены святые, соименные членам царской семьи.

В центре витрины с правой стороны выставлен складень с иконой Николая Чудотворца. Сам складень серебряный, а оклад иконы золотой, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Сложный травный рисунок чеканки высокого рельефа выполнен ясно, четко и симметрично. Икона является вкладом Александры Богдановны Сабуровой, жены царевича Ивана (сына Ивана Грозного), в Покровский девичий монастырь города Суздаля. По царскому повелению Александра Богдановна была заточена сюда вскоре после свадьбы под именем монахини Евдокии.

loc-006 Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 2. Коллекция произведений русского золотого и серебряного дела XII-XV веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 3,4. Коллекция произведений ювелирного искусства Москвы XV века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 5. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике черни в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 6. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике эмали в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 7. Коллекция изделий новгородских серебряников XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 8. Коллекция монументальной скульптурной чеканки. Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля