Ювелирное искусство Москвы XV века

Зал 1. Витрины 3,4.

Уже в XV веке работы московских мастеров получают самую высокую оценку современников. Ювелиры Москвы отлично пользовались разнообразными приемами обработки изделий из драгоценных металлов: чеканкой, чернью, резьбой, литьем. Но исключительного совершенства они достигли в технике скани.

Золотой оклад на «морозовское» Евангелие — редчайший памятник прикладного искусства этого периода. Предполагают, что это рукописное Евангелие на пергаменте было создано в 1415 году для Успенского собора Московского Кремля по заказу митрополита Фотия. Во второй половине XVII века оно было реставрировано по распоряжению боярина Б.И.Морозова. Оклад покрыт высокорельефной чеканкой с изображением святых, густым сложным сканым орнаментом и неограненными драгоценными камнями. Композиция оклада необычна и не имеет аналогов ни среди произведений прошлого, ни в более поздние времена. Характер исполнения цветных миниатюр, заставок, инициалов рукописи дает основание предположить, что они сделаны художниками круга Андрея Рублева.

Морозовское Евангелие

Морозовское Евангелие.

Москва, начало XV века.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамент,

золотая чеканка, скань.

Рукописное Евангелие

Рукописное Евангелие.

Москва, 1499 год.

Серебро, бумага,

чеканка, литьё, скань, эмаль, резьба.

Здесь же еще один памятник работы мастеров Московского княжества — золотой басменный оклад на знаменитую икону Владимирской Богоматери, относящийся к началу XV века. Басма — это ручное тиснение рисунка по тонкой золотой или серебряной пластине. Она появилась на Руси еще в X веке и получила у русских мастеров большое признание, так как требовала меньшего количества металла и по технике была более простой, чем чеканка. Басмой покрывали оклады икон и переплеты книг.

Оклад, который выставлен в витрине, украшен басменным растительным орнаментом из стилизованных трехлепестковых цветков со спиральными завитками.

К середине XV века относится выставленный в этой витрине ложчатый ковш новгородского архиепископа Ионы, с резной монограммой «Иона» на дне, от которой лучами расходятся золоченые через одну чеканные ложки.

В витрине выделяется оклад на рукописное Евангелие, датированное 1499 годом. Это дар митрополита Симона Успенскому собору Московского Кремля. Мастера искусно сочетают в этом окладе литье, ажурную скань и чистую, прозрачную эмаль.

Оклад иконы Богоматерь Владимирская

Оклад иконы «Богоматерь Владимирская».

Москва, конец XIV — начало XV века.

Золото, драгоценные камни,

чеканка, басма.

Ковчег Малый Сион

Ковчег Малый Сион.

Москва, 1486 год.

Медь,

чеканка, золочение, чернь.

Оклад иконы Богоматерь Владимирская

Оклад иконы «Богоматерь Владимирская».

Москва, первая треть XV века.

Золото, чеканка, скань.

Превосходным памятником сканого искусства XV века является еще один золотой оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканным изображением «Праздников». В верхней части оклада чеканные изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и апостолов. Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году. Если вы повнимательней приглядитесь к сканому орнаменту в нижней части оклада, то сможете разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий, грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства.

В 1486 году но заказу Ивана III для московского Успенского собора были сделаны два серебряных ковчега, известные под названием Большого и Малого Сионов. Эти культовые сосуды как символическое изображение церкви выносились при торжественном богослужении.

loc-003-004 Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 2. Коллекция произведений русского золотого и серебряного дела XII-XV веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 3,4. Коллекция произведений ювелирного искусства Москвы XV века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 5. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике черни в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 6. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике эмали в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 7. Коллекция изделий новгородских серебряников XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 8. Коллекция монументальной скульптурной чеканки. Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля