Произведения Византии, Сербии и Грузии

Зал 1. Витрина 1.

В Оружейной палате хранится небольшая, но чрезвычайно ценная коллекция предметов византийского искусства, охватывающая период почти в тысячу лет — с V по XV столетие. Художественная культура Византии, впитав в себя наследие античного мира и Древнего Востока, выработала свой собственный стиль.

Торговые и дипломатические отношения между Русью и Византией завязались еще в X веке. Вещи, экспонируемые в витрине, по всей вероятности, были завезены на Русь купцами и дипломатами. Коллекция византийского искусства в Оружейной палате включает произведения из золота и серебра, перегородчатой эмали, резьбы по камню, тканей, шитья XIV-XV веков.

Кувшин из Суджанского клада

Кувшин из Суджанского клада.

Константинополь, около 400 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Икона Дмитрий Солунский

Икона «Дмитрий Солунский».

Византия, XI-XIV вв.

Стеатит, серебро, резьба, чеканка, золочение.

Серебряный с позолотой кувшин из Суджанского клада в районе Курска относится к концу IV — началу V века и обнаружен в погребении языческого князя. Кувшин украшен чеканкой и изображениями девяти муз. Вы, наверное, заметили, что в изображении фигур и орнаменте весьма ощутимо влияние античного искусства.

Оружейная палата располагает одной из лучших коллекций камей византийских мастеров XI-XII веков. Это небольшие образки с резными изображениями святых на агате, яшме, ляпис-лазури, стеатите, хризопразе. Произведения из стеатита и других мягких пород камня как бы воспроизводят резьбу по слоновой кости, как, например, резанная на стеатите икона XI века с изображением святого воина Дмитрия Солунского на коне. Несмотря на небольшой размер иконы, фигура святого с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древние конные статуи. Эту икону, по преданию, прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы па Куликовом поле 8 сентября 1380 года, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.

Камея Христос благославляющий

Камея «Христос благославляющий».

Византия, XI век.

Яшма, золото, драгоценные камни, резьба.

Образок-мощевик Сошествие в ад

Образок-мощевик «Сошествие в ад».

Византия, XII век.

Золото, перегородчатая эмаль.

XI-XII века — период наивысшего расцвета византийского искусства. Константинополь к этому времени становится крупнейшим художественным центром, изделия его мастеров вывозятся в страны Запада, Востока, Древнюю Русь.

Именно из Византии пришло к нам тончайшее искусство перегородчатой эмали. В витрине хранится несколько предметов, украшенных перегородчатой эмалью: золотой образок XI века овальной формы с изображением Распятия, найденный среди предметов Рязанскою клада в 1822 году, дробницы на окладе иконы «Умиление» XII-XIII веков, золотой образок-мощевик «Сошествие во ад», также датируемый XII-XIII веками. Византийская перегородчатая эмаль отличалась высоким качеством, тонкостью исполнения, гармоничным сочетанием цветов. Ею украшали одежды, кубки, блюда, церковные предметы. Она оказала огромное влияние на развитие эмальерного дела других стран и, в частности, Киевской Руси.

Византийские серебряники представлены ставротекой, или хранилищем для креста, XII века (вверху слева), привезенной митрополитом Алексеем великому князю Ивану Ивановичу в 1354 году от византийского патриарха Филофея. Ставротека особо ценилась московскими князьями — ею благословляли старшего сына, о чем упоминается в духовных грамотах.

Ставротека

Ставротека.

Византия, XII век.

Серебро, дерево, чеканка.

Шлем с Деисусом

Шлем с «Деисусом».

Византия, XIII век.

Железо с насечкой серебром и золотом.

В витрине находится высокий конусообразный шлем — «шапка ерихонская», — выкованный из цельного листа железа, украшенный мелко­травной серебряной насечкой. По широкому венцу шлема размещены полуфигуры деисусного чина: Христос, Богоматерь, архангелы Михаил и Гавриил и два серафима. При проверке Большой государевой казны в 1687 году шлем уже значился в числе ее вещей. Вероятно, он был привезен из Византии купцами.

Здесь же представлены произведения искусства Сербии и Грузии, несущие на себе следы византийского влияния.

loc-001 Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 2. Коллекция произведений русского золотого и серебряного дела XII-XV веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 3,4. Коллекция произведений ювелирного искусства Москвы XV века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 5. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике черни в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 6. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике эмали в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 7. Коллекция изделий новгородских серебряников XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 8. Коллекция монументальной скульптурной чеканки. Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля