Произведения московских златокузнецов XVI века в технике черни

Зал 1. Витрина 5.

Расцвет ювелирного дела на Руси приходится на XVI век. К этому времени Москва становится центром политической и культурной жизни молодого государства. В 1547 толу великий князь всея Руси Иван Грозный принял царский титул. Выходы, приемы и пиры московского царя приобрели особую пышность. В мастерские Кремля приглашаются лучшие ювелиры, оружейники, шорники, каретники.

Работы московских ювелиров этого времени отличаются изысканной простотой, логикой форм, изяществом строгого и четкого орнамента. В XVI веке на Руси исключительного развития достигла техника черни.

Золотое свадебное блюдо Ивана Грозного

Золотое свадебное блюдо Ивана Грозного.

Мастерские Московского Кремля, 1561 год.

Золото, ковка, чеканка, чернь.

Кадило в форме одноглавой церкви

Кадило в форме одноглавой церкви.

Мастерские Московского Кремля, 1598 год.

Золото, драгоценные камни, чеканка, чернь.

Чернь — это особый сплав серебра, свинца, серы, олова и меди, черного цвета, которым заполняют вырезанный на металле рисунок. Существует много рецептов изготовления черни. Они определяют прочность и цвет, который колеблется от светло-серого до бархатисто-черного. Трудно сказать, когда впервые появилась чернь. Ее знали ювелиры Древнего Египта, Греции, Рима, Византии. В Германии чернь известна с VIII, а в Италии с IX века. Но ни в одной стране чернь не получила такого длительного, широкого и разнообразного применения, как в России. Ювелиры Древней Руси уже в X веке знали чернь. Но настоящий расцвет русского черневого искусства начинается в середине XVI века.

В Оружейной палате собраны уникальные памятники черневого искусства XVI-XIX веков. Особенно хороша черневая графика конца XVI века. Образцом может служить круглое золотое блюдо — свадебный подарок царя Ивана Грозного своей второй жене, кабардинской княжне Марии Темрюковне, о чем свидетельствует надпись по краю блюда. Надо сказать, что в свадебных обрядах Древней Руси блюда играли большую роль: на них невесте подносили кику (головной убор) со всем свадебным нарядом, а также подавали особые свадебные кушанья. После смерти царицы блюдо было помещено в Троице-Сергиев монастырь на помин души. Блюдо отличается простотой формы и изяществом исполнения. По краю оно отделано тончайшей бархатистой чернью. Форма блюда и орнамент были настолько совершенными, что последующие поколения московских мастеров, вплоть до конца XVII века, повторяли все тот же изобразительный мотив — изогнутые плоские ложки на круглом блюде с гладким бортом, украшенным черневым орнаментом и надписью.

Двустворчатый ковчежец

Двустворчатый ковчежец.

Мастерские Московского Кремля, 1589 год.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, чернь, литьё.

Чаша-потир из Архангельского собора

Чаша-потир из Архангельского собора.

Москва, 1598 год.

Золото, драгоценные камни,

чеканка, чернь, резьба.

Другим замечательным образцом черневой графики является золотое кадило, выполненное в форме одноглавой церкви — вклад жены царя Федора Ивановича Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля, где по традиции, возникшей во времена великого князя Ивана Калиты, хоронили московских князей и царей. Нижняя часть кадила украшена черневым изображением святых. Фигурки исполнены настолько легко и непринужденно, что создается впечатление, будто мастер имел дело с пером и бумагой, а не с резцом и металлом.

Уникальность этого произведения была оценена и современниками: в начале XVII века был издан специальный патриарший указ, по которому кадило употребляли только девять раз в году, по большим церковным праздникам.

Привлекает внимание своим изяществом и тончайшим черневым рисунком ковчежец 1589 года. Он состоит из двух створок с оглавием, украшен бархатной чернью, драгоценными камнями в высоких чеканных кастах с жемчугом. На боковой стороне нижней створки резная надпись о том, что ковчежец был выполнен повелением царя Федора Ивановича для своей жены царицы Ирины. Одновременно с кадилом и ковчежцем Ириной Годуновой был вложен в Архангельский собор золотой потир 1598 года, поверхность которого украшена черневым узором и драгоценными камнями.

loc-005 Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 2. Коллекция произведений русского золотого и серебряного дела XII-XV веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 3,4. Коллекция произведений ювелирного искусства Москвы XV века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 5. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике черни в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 6. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике эмали в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 7. Коллекция изделий новгородских серебряников XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 8. Коллекция монументальной скульптурной чеканки. Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля