![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Произведения московских златокузнецов XVI века в технике черни![]() Зал 1. Витрина 5. ![]() Расцвет ювелирного дела на Руси приходится на XVI век. К этому времени Москва становится центром политической и культурной жизни молодого государства. В 1547 толу великий князь всея Руси Иван Грозный принял царский титул. Выходы, приемы и пиры московского царя приобрели особую пышность. В мастерские Кремля приглашаются лучшие ювелиры, оружейники, шорники, каретники. ![]() Работы московских ювелиров этого времени отличаются изысканной простотой, логикой форм, изяществом строгого и четкого орнамента. В XVI веке на Руси исключительного развития достигла техника черни. ![]() ![]() ![]() В Оружейной палате собраны уникальные памятники черневого искусства XVI-XIX веков. Особенно хороша черневая графика конца XVI века. Образцом может служить круглое золотое блюдо - свадебный подарок царя Ивана Грозного своей второй жене, кабардинской княжне Марии Темрюковне, о чем свидетельствует надпись по краю блюда. Надо сказать, что в свадебных обрядах Древней Руси блюда играли большую роль: на них невесте подносили кику (головной убор) со всем свадебным нарядом, а также подавали особые свадебные кушанья. После смерти царицы блюдо было помещено в Троице-Сергиев монастырь на помин души. Блюдо отличается простотой формы и изяществом исполнения. По краю оно отделано тончайшей бархатистой чернью. Форма блюда и орнамент были настолько совершенными, что последующие поколения московских мастеров, вплоть до конца XVII века, повторяли все тот же изобразительный мотив - изогнутые плоские ложки на круглом блюде с гладким бортом, украшенным черневым орнаментом и надписью. ![]() ![]() ![]() Уникальность этого произведения была оценена и современниками: в начале XVII века был издан специальный патриарший указ, по которому кадило употребляли только девять раз в году, по большим церковным праздникам. ![]() Привлекает внимание своим изяществом и тончайшим черневым рисунком ковчежец 1589 года. Он состоит из двух створок с оглавием, украшен бархатной чернью, драгоценными камнями в высоких чеканных кастах с жемчугом. На боковой стороне нижней створки резная надпись о том, что ковчежец был выполнен повелением царя Федора Ивановича для своей жены царицы Ирины. Одновременно с кадилом и ковчежцем Ириной Годуновой был вложен в Архангельский собор золотой потир 1598 года, поверхность которого украшена черневым узором и драгоценными камнями. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |