![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Изделия новгородских серебряников XVI-XVII веков![]() Зал 1. Витрина 7. ![]() После присоединения Новгорода в 1478 году к Московскому государству в городе расширяется производство серебряных изделий. Работы московских золотых и серебряных дел мастеров оказали влияние на творчество местных серебряников. Излюбленным техническим приемом была скань, которой украшали иконы, Евангелия, кресты и другие предметы. Мастера выкладывали сканый узор в три нитки: в середине - витая нить, по краям - гладкие. Для скани был характерен сердцевидный узор, который иногда расцвечивали эмалью. ![]() Замечательным образцом новгородского сканого мастерства середины XVI века может служить экспонируемый в витрине серебряный оклад на Евангелие, покрытый густым орнаментом в виде завитков и стеблей. Оклад украшают драгоценные камни, литые изображения евангелистов и «Распятие» в центре. Фон вокруг фигурок святых заполнен темно-синей, черной и зеленой эмалью. ![]() Новгородская эмаль XVI века отличается довольно сдержанной гаммой красок. Подобной эмалью украшен потир XVI века из новгородского Юрьева монастыря. По краю гладкой полусферической чаши идет надпись, выполненная оброном по темно-синей эмали - техника глубокой резьбы, при которой фон около изображения опускается (обирается) при помощи резца и рисунок делается рельефным. Ниже, на фоне ярко-зеленой эмали, резные изображения Деисуса, а еще ниже - фигуры апостолов Петра и Павла, сделанные линиями, заполненными черной эмалью. Стоян в основании потира - более ранний. Предположительно он выполнен во Франции в XIV веке. ![]() ![]() ![]() Стаканы, выставленные в этой витрине, были сделаны для новгородского митрополита, а позднее патриарха Московского и всея Руси Питирима (1672-1673). Гладкая поверхность стаканов украшена сложной позолоченной резьбой, напоминающей ковер. По тонкому орнаменту из лент, стилизованных растительных завитков и крупных цветков разбросаны головки херувимов, птицы, рыбы (плывущие рыбы в XVII веке символизировали надежду, спокойствие, безопасность, церковный мир). Рисунки на стакане говорят о богатом воображении мастера, о его знакомстве с гравюрами, книжными иллюстрациями, с языком средневековой символики. ![]() Новгородские серебряники оказали большое влияние на развитие прикладного искусства многих художественных центров Руси, в том числе и Москвы. Приемы их работы и новгородский орнамент нередко можно встретить в изделиях мастеров Золотой и Серебряной палат Московского Кремля. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |