Произведения русского золотого и серебряного дела XII-XV веков

Зал 1. Витрина 2.

Тысячелетний опыт византийского искусства сыграл немалую роль в мировой художественной культуре. Значение Византии особенно велико для древнерусского искусства. Но, несмотря на сильное влияние Византии, русские мастера сумели сохранить в своих произведениях национальный характер.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало изделий, относящихся к раннему периоду Русского государства. Часть из них погибла во время междоусобных княжеских войн, часть — от пожаров. Особенно сильный урон русскому искусству нанесло монголо-татарское нашествие. В этот период многие технические приемы художественного мастерства были утрачены. И тем не менее отдельные памятники, свидетельствующие о большом искусстве русских ювелиров, все же сохранились.

Здесь представлены наиболее древние работы русских мастеров, относящиеся к XII-XV векам. Тогда еще не существовало единого русского централизованного государства. Русь была раздроблена на отдельные княжества, многие из которых представляли собой не только политические, экономические, но и культурные центры земли русской. Вы видите предметы, выполненные во Влалимиро-Суздальском, Рязанском, Черниговском княжествах. Именно отсюда пришли в Москву, ставшую впоследствии столицей единого Русского государства, прекрасные художники и мастера, создавшие великолепные памятники культуры, где отразились накопленные веками традиции. Их работы отличаются простотой, сдержанностью и четкостью форм, что придает своеобразную монументальность всем произведениям искусства того времени.

Колты, лицевая сторона

Колты, лицевая сторона.

Древняя Русь, Рязань, XII век.

Золото, жемчуг, драгоценные камни, перегородчатая эмаль, скань, зернь.

  Колты, оборотная сторона

Колты, оборотная сторона.

Древняя Русь, Рязань, XII век.

Золото, жемчуг, драгоценные камни, перегородчатая эмаль, скань, зернь.

До нас дошли сокровища Рязанского клада XII-XIII веков, найденного вблизи села Старая Рязань в 1822 году, произведения ювелирного искусства домонгольской Руси. Это великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, браслеты и т.д.

Обилие драгоценных камней, украшающих большие круглые колты, многоцветье, широкое использование скани (ажурные или напаянные на металлический фон узоры из гладкой или свитой золотой, серебряной или медной проволочки) — все это отличает старорязанскую школу мастеров. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе. Изображения святых на колтах выполнены техникой перегородчатой эмали.

Эмаль — это стекловидная масса, которая от добавления окислов металла принимает тот или иной цвет. Ею покрывали небольшие пространства, ограниченные тонкой золотой ленточкой — перегородкой, которая напаивалась на ребро по заранее расчерченному узору. Процесс изготовления перегородчатых эмалей был весьма сложен, требовал виртуозности и большого опыта. Перегородчатая эмаль — это вершина древнерусского ювелирного искусства домонгольского периода.

Бармы из Рязанского клада

Бармы из Рязанского клада.

Древняя Русь, Рязань, XII век.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, перегородчатая эмаль, скань, зернь.

  Чаша-потир

Чаша-потир.

Древняя Русь, XII век.

Серебро, чеканка, резьба, золочение.

Здесь же помещены подвески к женскому головному убору. Поверхность звездчатого колта из Тульского клада (XII-XIII века) украшена пятью тысячами мельчайших шариков зерни, каждый из которых окружен сканым пояском.

Памятником прикладного искусства мастеров Владимиро-Суздальского княжества XII века является серебряный потир (чаша для причастия). На гладкой кованой поверхности в золоченых кругах вы видите резные изображения святых. Обратите внимание, как точно мастер находит соотношение размеров частей потира: чаши, стояна и поддона. Есть предположение, что потир был выполнен по заказу Юрия Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, и предназначался для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

Интересным образцом бытовой кованой посуды XII века является большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича. Она проста по форме, единственное ее украшение — резная надпись по венцу. Русские мастера издревле использовали надписи как орнамент, располагая их в полосах, кругах или клеймах. Большой размер этой чаши и надпись указывают, что из нее пили вкруговую.

Звёздчатый колт из Тульского клада

Звёздчатый колт из Тульского клада.

Древняя Русь, XII век.

Серебро, литьё, скань, зернь.

  Серебряная чаша

Серебряная чаша.

Древняя Русь, Чернигов, XII век.

Серебро, ковка, резьба.

Период XIII и первой половины XIV века обычно отмечается как «глухая» пора в русском искусстве, связанная с монголо-татарским нашествием. Произведений, относящихся к этому времени, очень мало. В основном это вырезанные из дерева, камня или кости крестики, образки или оправы на небольшие иконы.

Особое место в культуре Древней Руси занимало искусство Новгорода Великого, крупнейшего северного ремесленного города, который, как и Псков, избежал ужасов монголо-татарского нашествия.

Серебряное дело в Новгороде, можно сказать, родилось вместе с самим городом. Первые мастерские возникли в начале XII века, вероятно, при Софийском соборе и просуществовали до конца XVII века. Прикладное искусство Новгорода на протяжении нескольких веков сохраняло свою самобытность. Серебряные изделия новгородских мастеров отличаются лаконизмом и выразительностью. Ювелиры Новгорода умело пользовались многими техническими приемами: сканью, чеканкой, наводкой по золоту, эмалью и т. д.

К ранним новгородским памятникам относятся иконка на стеатите XIII-XIV веков «Св.Николай», икона «Спас на престоле с предстоящими Симеоном и Ульяной» XIV века. Материалом для мелкой пластики чаще всего служило дерево. Икона-складень «Распятие с предстоящими» конца XV века, а также композиция «Похвала Богоматери» на иконе XV века из Благовещенского собора Московского Кремля — шедевры новгородских резчиков по дереву. В Оружейной палате хранится немало уникальных вещей, сделанных талантливыми художниками Великого Новгорода.

Икона Похвала Богоматери

Икона «Похвала Богоматери».

Резьба — Россия, Новгород, XV век.

Оправа — Россия, Москва, XV век.

Дерево, золото, драгоценные камни, скань, резьба.

  Чаша-потир

Чаша-потир.

Россия, Новгород, 1329 год.

Яшма, серебро, драгоценные камни, резьба, скань, золочение.

Одним из ранних предметов собрания является яшмовый потир в серебряной сканой оправе с драгоценными камнями. Он был выполнен для новгородского архиепископа Моисея в 1329 году, о чем свидетельствует резная надпись по венцу чаши. Обратите внимание, как интересно мастер сочетает красную яшму со сканью и резьбой. Орнамент напоминает узор плетения из новгородских книг XIV века. Сканый орнамент выложен короткими завитками из двух положенных рядом серебряных веревочек. Потир отличается выразительностью, простотой и в то же время великолепием.

В Новгороде родилась новая форма драгоценной посуды — золотой и серебряный ковш. Все сохранившиеся древнейшие серебряные ковши так или иначе связаны с Новгородом. Самым древним в собрании Оружейной палаты является маленький, гладкий, с приподнятым заостренным носиком и небольшой овальной пелюстью (отогнутый коней рукояти) на короткой тонкой шейке ковшик новгородского архиепископа Евфимия (первая половина XV века). Позднее он принадлежал сыну Ивана Грозного — царевичу Ивану. Этот ковшик особенно близок к своим деревянным прототипам.

Серебряный ковш

Серебряный ковш.

Россия, Новгород, XV век.

Серебро, чеканка.

  Ковчег с изображением святых

Ковчег с изображением святых.

Россия, Суздаль, 1383 год.

Серебро, драгоценные камни, стекло, эмаль, чернь, резьба.

Памятником тверского искусства является ковчег середины XIV века, изображения святых на котором близки композициям на знаменитых вратах Троицкого собора в городе Александрове.

В XIV веке большое политическое влияние приобретает Нижний Новгород. Именно в этот период, в 1383 году, по заказу нижегородского князя Дмитрия Константиновича был выполнен ковчег для хранения святых мощей, привезенных суздальским архиепископом Дионисием из Царьграда (Константинополя). Ковчег выкован из серебра и имеет форму квадрифолия. Его украшает черная и темно-зеленая эмаль по выбранному в металле фону. В оконцах, под слюдой, помещены священные реликвии, вывезенные Дионисием из Царьграда. Перед второй поездкой Дионисия в Царьград, во время которой он умер, ковчег был замурован в стене суздальского Рождественского собора и только в 1401 году найден и отправлен в казну московских князей. Впоследствии он передавался по наследству вместе с другими сокровищами великокняжеской казны.

loc-002   Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 2. Коллекция произведений русского золотого и серебряного дела XII-XV веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 3,4. Коллекция произведений ювелирного искусства Москвы XV века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 5. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике черни в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 6. Коллекция произведений московских златокузнецов XVI века в технике эмали в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 7. Коллекция изделий новгородских серебряников XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 8. Коллекция монументальной скульптурной чеканки. Крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля