Драгоценные ткани Италии, Испании, Франции и России

Зал 6. Витрина 46.

В XVI и XVII столетиях расширяются дипломатические связи России с Западном Европой. В качестве посольских даров европейские дипломаты привозят русским монархам ткани. Генуя, Флоренция, Венеция славились изготовлением бархатов, которые издавна любили русские щеголи и щеголихи. Итальянский бархат отличался плотностью, высоким, ровным ворсом, яркостью красок. Из фиолетового бархата с золотыми вертикальными полосами сшит саккос митрополита Макария — вклад Ивана Грозного в Успенский собор Московского Кремля в 1549 году.

Сложными по технике исполнения были аксамиченные бархаты. В витрине представлены два саккоса патриарха Адриана. Один из них, 1691 года, выполнен из золотисто-зеленого итальянского аксамиченного бархата, другой 1696 года — из красного бархата, в клеймах — изображения герба и двуглавых орлов под короной. Подобные ткани выполнялись в Италии по специальному заказу русского двора.

Венеция в XVII веке специализировалась на изготовлении аксамитов — шелковой ткани, сплошь затканной пряденым золотом или серебром. Пряденым золотом или серебром называлась тонкая шелковинка, обмотанная золотной или серебряной нитью. В техническом отношении выделка аксамитов представляла большую трудность. По характеру выработки аксамиты были двух видов: гладкие, фон и орнамент которых был выткан в одной плоскости, и петельчатые.

Из гладкого аксамита была выполнена в мастерских Кремля фелонь с узорами крупных цветов, розеток и корон — вклад паря Михаила Федоровича в Новоспасский монастырь. Но особенно трудны были в изготовлении петельчатые аксамиты. Узор на них выполнялся золотыми петлями разных видов, что составляло рельефный орнамент и создавало игру светотени. Из двойного петельчатого аксамита в 1654 году был сшит саккос патриарха Никона (находится в центре витрины). Саккос отделан золотыми с чернью дробницами XVI века, крупным жемчугом и драгоценными камнями. На современников он производил большое впечатление.

Саккос патриарха Никона

Саккос патриарха Никона.

Москва, 1655 год. Холст, золотые нити, жемчуг.

Саккос патриарха Адриана

Саккос патриарха Адриана.

Мастерские Московского Кремля, 1691 год.

Бархат — Италия, XVII век. Серебро, жемчуг.

Сын антиохийского патриарха Макария, сирийский путешественник Павел Алеппский, сопровождавший в 1655 году своего отца в путешествии по России, писал: «Никон снял свой саккос, который очень трудно было носить вследствие его тяжести. Он сделал его недавно из чисто золотой парчи желто-орехового цвета… Никон предложил нам поднять его, и мы не могли этого сделать. Рассказывают, что в нем пуд жемчуга».

И действительно, саккос весит двадцать четыре килограмма, одних только драгоценностей на нем шестнадцать килограммов. Этим саккосом пользовались в особо торжественных случаях даже и в XVIII веке, например, при освящении Петропавловского собора в Петербурге в 1752 году.

В витрине представлен другой, не менее интересный саккос патриарха Никона 1655 года. Кажется, что он сшит из дорогой золотой ткани, но это не так. Саккос сшит из обыкновенного холста. Иллюзию создает прекрасный золотой узор, вышитый искусными руками русских мастериц. Саккосы патриарха Никона свидетельствуют о том, что русская церковь по роскоши и богатству в конце ХVII века не уступала царскому двору. После смерти Никона осталось около ста парадных облачений.

Из испанского аксамиченного бархата выполнен саккос патриарха Филарета Никитича. Саккос был привезен из Стамбула в 1623 году. В середине XVII века итальянские ткани стали вытесняться более легкими французскими. В это время появляется мода на кружевные отделки дамских и мужских костюмов, поэтому орнамент французских тканей часто напоминает кружевной узор. Обратите внимание на саккос конца XVII века, выставленный в витрине. Атлас его заткан кружевными гирляндами и букетами цветов. Светло-зеленый фон хорошо сочетается с бело-розовым узором. Французские ткани имели сложную цветовую гамму, пышные узоры. Наряду с растительным орнаментом из плодов, листьев, цветов в конце XVII века появляются изображения беседок, фонтанов, кадок с деревьями.

Привозные ткани дорого обходились государственной казне, и московское правительство в XVII веке пыталось наладить выпуск драгоценных тканей у себя. Но регулярное производство тканей в России началось только в XVIII веке. Правда, развивалось оно такими темпами, что уже в XIX столетии русские парча, шелка и бархаты получили признание европейских модников и успешно соперничали с французскими тканями на мировом рынке и на международных выставках.

Коллекцию завершает группа церковных одежд, сшитых из русских тканей: бархата, шелка, парчи XVIII — начала XIX века. Как вы, наверное, уже успели отметить, орнаментация русских тканей была довольно разнообразной. В моде были полосатые, клетчатые ткани, кружевные и ленточные гирлянды, изображения роз.

Иногда орнамент целиком выполнялся жемчужным шитьем, которое смягчало пестроту и в то же время придавало одеждам парадность. Этот вид шитья любили на Руси, он был известен еще в X веке. Жемчужным шитьем обводили контуры изображений, орнамента, надписи и текст молитвы. Применяя крупный и мелкий жемчуг, мастера создавали впечатление рельефного орнамента. Искусство шитья жемчугом было трудным и в техническом и в художественном отношениях. Сохранившиеся предметы свидетельствуют о высоком мастерстве русских вышивальщиц.

Из русского бархата XVIII века сшита фелонь (в витрине слева), подаренная русской императрицей Екатериной II митрополиту Платону. К сожалению, бархат утратил свой первоначальный красный цвет, но жемчужное шитье фелони вызывает подлинное восхищение. Жемчуг подобран по размеру, нашит на специальный шнурок, что создает впечатление выпуклого, рельефного орнамента. Ромбовидный узор, образованный изящными жемчужными ветвями, выполнен в стиле русского классицизма. Над этой фелонью два года работала петербургская придворная золотошвея Дарья Лихновская, которая создала орнамент из ста пятидесяти тысяч жемчужин. Вензель Екатерины II, вышитый на фелони, по тому времени был довольно смелым нарушением церковного канона, предусматривающего обязательное изображение на церковном одеянии креста; как видим, светская тематика начала проникать в оформление церковных вещей.

loc-046 Зал 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитьё XIV-XVIII веков, светский костюм в России XVI — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 44. Коллекция светской одежды на Руси XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 45. Коллекция светского костюма в России XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из драгоценных тканей Византии, Ирана и Турции XIV-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из дагоценных тканей Италии, Испании, Франции и России в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий в технике изобразительное художественное шитье в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля