Изобразительное художественное шитье

Зал 6. Витрина 46.

В этом зале внимание посетителей не могут не привлечь произведения художественного шитья. С официальным принятием христианства в 988 году вместе с искусством фрески и иконы на Русь пришло искусство лицевого шитья, задачей которого было изображение святых, а также библейских и евангельских сюжетов.

Произведения шитья интересны тем, что нередко содержат вкладную надпись, сохраняя нам имена заказчика произведения, а иногда мастериц, даты и место изготовления; они являются ценным историческим материалом.

Приезжавшие в Россию иноземцы отмечали: «Лучшее, что здесь умеют женщины, — это хорошо вышивать шелком и золотом». В работе над большим произведением обычно участвовало несколько вышивальщиц. Рисунки для вышивки выполнялись специальными художниками — знаменщиками. Однако красота шитья зависела не только от рисунка знаменщика, но и от умения мастериц передать его тонкость, подобрать цвет ткани для фона, сочетать шелковые нити с жемчугом, драгоценными камнями, золотом, выбрать нужные швы. Русские мастерицы знали до ста различных художественных швов, что позволяло им создать живописные произведения, которые можно сравнить с иконой и фреской. Мастерские светлицы были в каждом богатом доме: в домах дворян, князей, торговых людей, в женских монастырях.

В Музеях Московского Кремля около двухсот произведений лицевого шитья. Представлены они предметами церковного обихода — покровами, пеленами, воздухами, плащаницами. Содержание шитья определялось назначением предмета. На плащаницах или воздухах изображали погребение или оплакивание Христа, на покровах для церковных сосудов — «Богоматерь Знамение» и «Агнец в дискосе», на пеленах — русских святых и праздники.

Древнейшим памятником русского шитья является хоругвь ХIV века, на каждой стороне ее — изображение архангела с широко распростертыми крыльями. Изображение шито прядеными золотыми нитями. В XV веке особенное развитие на Руси получило шитье разноцветными шелками.

Пелена Явление Богоматери преподобному Сергию

Пелена «Явление Богоматери преподобному Сергию».

Москва, XV век. Камка — Италия, XV век.

Фелонь из Новоспасского монастыря

Фелонь из Новоспасского монастыря.

Мастерские Московского Кремля, XVII век.

Аксамит, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.

Один из ранних памятников в собрании Оружейной палаты — Пучежская плащаница, датируемая 1441 годом с изображением «Положения во гроб» (справа вверху). Свое название она получила от города Пучежа Ивановской области, где была обнаружена в 1930 году. На плащанице вышита надпись о том, что она является памятником новгородского шитья и связана с именем архиепископа Евфимия, известного своей строительной деятельностью в Новгороде. С большой изысканностью здесь подобраны цвета шелков, переходящие от темных тонов к светлым, так что фигуры имеют некоторую объемность. Ценность Пучежской плащаницы еще и в том, что она точно датирована и имеет имя заказчика.

Характерный памятник конца XV столетия — маленькая живописная пелена «Явление Богоматери преподобному Сергию». Шитая разноцветными шелками, она передает излюбленную русскую композицию XVI века (внизу слева).

В XVI веке в шитье шелками все больше применяют золотные и серебряные нити. Одной из крупнейших мастерских середины XVI века являются мастерские князей Старицких. В экспозиции представлена плащаница «Положение во гроб», вложенная княгиней Евфросинией и ее сыном Владимиром в 1558 году в Иосифо-Волоколамский монастырь. Плащаница — прекрасный образец высокого мастерства и художественного вкуса русских вышивальщиц. Своей иглой они создают подлинно живописное произведение с присущим этому сюжету глубоким драматизмом и экспрессией. По своей выразительности оно стоит рядом с лучшими иконами своего времени.

О мастерстве портретов действительно живших лиц, о своеобразном средневековом историзме свидетельствуют покровы, изображавшие святых в рост. С иконами Дионисия перекликаются покров 1512 года из голубого атласа, посвященный митрополиту Петру (великокняжеская светлица Соломонии, жены Василия III), и покров «Митрополит Алексей», вышитый в 1581 году в Твери. Покров «Зосима Соловецкий» — пример образа, воплотившего монашеский идеал: тихость, внутреннюю сосредоточенность, скромность и высокое достоинство.

О том, как мастерицы-вышивальщицы справлялись с передачей сложнейших композиций современной им иконографии, говорит представленная в экспозиции подвесная пелена 1593 гола «Ветхозаветная Троица» с деяниями. Достаточно заметить, что ее средник берет за основу рублевскую «Троицу», что само по себе свидетельство большого вкуса. Однако стремление выразить свой взгляд на мир ведет создателей пелены к творческим разработкам деталей. Особенно интересны в этом отношении шестнадцать сцен «бытии», вышитых по кайме. Воссоздавая библейские представления о первых днях вселенной, трактуя проблему отношений бога и человека, пелена, по мнению исследователя Н.А.Маясовой, передает «несколько аспектов философского восприятия божества на Руси XVI века… С одной стороны, он (Бог) податель жизни, с другой ­ карающая сила, свергающая с небес сатану, изгоняющая из рая согрешивших людей, устраивающая всемирный потоп, гибель городов». Демонстрируемая пелена — характерное произведение XVI века с его философской устремленностью.

С развитием общероссийского рынка и роста слоя купечества все чаще встречаются памятники, вышедшие из мастерских купцов и промышленников. Особенно славились мастерские Строгановых. В экспозиции представлен покров 1657 года «Митрополит Иона». Здесь же находится плащаница 1678 года богатого московского «гостя» (купца) Ивана Гурьева, повторяющая по композиции одну из плащаниц мастерских Старицких.

Митра - головной убор

Митра — головной убор.

Мастерские Московского Кремля,

1682 год. Золото, серебро,

драгоценные камни, жемчуг.

Оплечье фелони патриарха Адриана

Оплечье фелони патриарха Адриана.

Мастерские Московского Кремля, 1634 год.

Бархат, жемчуг, золото, драгоценные камни.

Митра - головной убор

Митра — головной убор.

Мастерские Московского Кремля,

1634 год. Золото, серебро,

драгоценные камни, жемчуг, эмаль.

Орнаментальное шитье на Руси было распространено издавна, еще в дохристианские времена. Почти все парадные одежды и церковные облачения в этой витрине украшены великолепными вышивками — жемчугом, драгоценными камнями, золотыми и серебряными дробницами. В основном все эти произведения были выполнены в кремлевских великокняжеских и царских мастерских палатах. В собрании музеев — около пятисот произведений орнаментального шитья.

Основным узором был так называемый травный — изображение вьющихся стеблей трав с завитками и отростками. В XVII веке появляются более пышные вышивки с изображением цветов: гвоздик, тюльпанов, цветов граната и т.д.

Излюбленным украшением русских одежд был жемчуг. Мелкий речной жемчуг добывался в северных реках, в озере Ильмень, крупный — кафинский — привозили из Кафы (Феодосия). Но особенно ценился жемчуг гурмыжский — из Гурмыжского моря (Персидский залив).

Русские мастерицы славились своим умением низать жемчуг. Шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда (1570-1622) писал о русских женщинах: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, и их работы вывозились в далекие страны».

Обратите внимание на оплечье фелони и омофор патриарха Адриана. Богатство ткани дополняет шитье жемчугом и драгоценными камнями. Роскошным жемчужным узором расшито черное бархатное оплечье фелони, которая является вкладом царя Михаила Федоровича в Новоспасский монастырь. Густые жемчужные ветви с небольшими цветами из алмазов, рубинов, изумрудов на оплечье, сочетание мелкого и крупного жемчуга — на подоле, выпуклый, четкий рисунок напоминает чеканку по металлу. Эта работа мастериц Царицыной палаты — один из лучших образцов декоративного шитья XVII века.

Золотые дробницы с черневыми изображениями святых и орнамент из завитков, выполненных жемчугом, украшают фелонь, которая является вкладом царя Бориса Годунова в Архангельский собор Московского Кремля.

Нередко шитье подражало узорам турецких тканей (фелонь патриарха Иоасафа).

В XVIII веке жемчужное шитье употребляется реже, но отдельные произведения поражают количеством использованного жемчуга и красотой узора. Так, фелонь митрополита Платона из итальянского бархата украшают сто пятьдесят тысяч жемчужин в виде перекрещивающихся ветвей и вензеля Екатерины II в центре.

loc-046 Зал 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитьё XIV-XVIII веков, светский костюм в России XVI — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 44. Коллекция светской одежды на Руси XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 45. Коллекция светского костюма в России XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из драгоценных тканей Византии, Ирана и Турции XIV-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из дагоценных тканей Италии, Испании, Франции и России в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий в технике изобразительное художественное шитье в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля