Предметы парадного конского убранства русской работы XVI-XVIII веков


Зал 8. Витрина 52.

В этой витрине представлены предметы, выполненные в мастерских Конюшенного приказа Кремля в XVI-XVII столетиях. Седла, изготовленные русскими мастерами, пользовались большим спросом зграницей. Форма русского седла не сковывала движения всадника, позволяла легко пользоваться оружием, отстреливаться на ходу.

Интересна форма седла Ивана Грозного. Широкая передняя лука сильно вогнута. Седло обтянуто вишневым бархатом, по которому золотными и серебряными нитями вышиты двуглавые орлы и единороги среди растительного орнамента. На луках - золотые чеканные пластины с драгоценными камнями. Седло Бориса Годунова в серебряной оправе украшено тончайшей гравировкой. На оправе изображены фантастические птицы, травы и цветы. На огибях - львиные маски. Оба седла по форме характерны для XVI столетия.

Седло царя Михаила Романова

Седло царя Михаила Романова.
Мастерские Московского Кремля, 1637 год. Мастер И.Попов.
Золото, бархат, резьба, эмаль.
Убор на выводную лошадь

Убор на выводную лошадь. Султан, узда, решма, гремячья цепь,
науз, седло, стремена, наколенники, паперсть, попона.
Мастерские Московского Кремля, XVII век. Парча, драгоценные
камни, золото, серебро, скань, чеканка, эмаль, резьба.

Мастер Иван Попов «со товарищи» в 1637-1638 годах создал парадное седло для царя Михаила Романова. Золотые луки седла украшены многоцветной эмалью, изумрудами, рубинами, сапфирами и алмазами. Сиденье обшито итальянским петельчатым аксамитом (слева внизу).

К седлам прикрепляли специальные футляры (ольстры) для хранения пистолетов. Ольстры в этой витрине обтянуты красным бархатом, украшены жемчужной вышивкой.

Простотой формы, скромностью отделки отличаются седло и стремена князя Д.И.Пожарского, которые он брал в свои боевые походы. Седло обтянуто вишневым бархатом, закрепленным серебряными огибями, которые подчеркивают его красивый силуэт.

Седло-арчак

Седло-арчак.
Мастерские Московского Кремля, 1682 год.
Серебро, бархат, эмаль, скань, золочение.
Убор на выводную лошадь

Убор на выводную лошадь. Султан, узда, решма,
гремячья цепь, науз, седло, паперсть, попона.
Мастерские Московского Кремля, XVII век.
Парча, драгоценные камни, золото, серебро,
скань, чеканка, эмаль, резьба.

В этой витрине вы видите полный парадный убор на выводную лошадь. Таких лошадей выводили перед царской каретой. Число их иногда переваливало за сотню. Лошадей украшали бархатными или парчовыми попонами, расшитыми драгоценными камнями и жемчугом, на них надевали оголовь (головное убранство коня), украшенную эмалью и драгоценными камнями, подшейную кисть, унизанную жемчугом, специальное седло, на котором никто никогда не сидел, подушечку его расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Между собой лошади были соединены серебряными цепями. Когда вся эта процессия двигалась, то блеск драгоценных камней и золота, мелодичный звон серебряных цепей производили неизгладимое впечатление. Польский резидент Свидерский, наблюдая в 1675 году царский выезд, говорил, что такого драгоценного наряда для лошадей «ни у каких окрестных государей не найдется».

Необычайной пышностью отличались встречи иностранных послов и выезды на богомолье. При встрече, например, иранского посла Ассан-бека в 1640 году участвовало 5287 человек, среди них была 1000 стрельцов на «государственных конюшенных лошадях».


Расскажи друзьям :




Зал 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 52. Коллекция предметов парадного конского убранства русской работы XVI-XVIII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 53,54. Коллекция предметов парадного конского убранства Турции XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 55. Коллекция предметов парадного конского убранства иранской, турецкой и европейской работы XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля






Недорогие гостиницы в Москве




© 2013, Коллектив авторов, редакторов и фотографов. Все права защищены.