![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Троны и тронные кресла![]() Зал 7. Витрины 47,48,49,51. ![]() Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессансной культуры. Белоснежный, подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован пластинами из слоновой и моржовой кости. Резные орнаменты соединяют разнообразные сюжеты, изображения в целостную композицию. Среди сцен исторического, геральдического и бытового содержания выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося в Древней Руси. Предполагают, что трон предназначался для первого русского царя - юного Ивана IV венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте семнадцати лет, и был выполнен западными мастерами. ![]() Здесь же представлен трон восточной работы конца XVI века. Он подарен персидским шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 году. Трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. Мастер использовал любимые на Востоке украшения: золотое басменное тиснение, голубую бирюзу и красные рубины. Спинка сиденья, подлокотники и весь трон снизу были обиты золотым иранским бархатом. В 1742 году, при подготовке трона к коронации, ветхий бархат был заменен на новый, французский. ![]() ![]() ![]() Одним из самых богатых тронов в коллекции является так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. В вознаграждение за трон, купцам пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. Причудливый растительный орнамент прочеканен на пластинах. Резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками, окаймляет низ трона. На спинке трона в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659». Всю поверхность трона покрывает сложная мозаика из бирюзы и алмазов (их около девятисот), делая его поистине бесценным. ![]() ![]() ![]() Специально для этого случая и был изготовлен громадный двойной серебряный трон. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место - для наставников царей. Чаше всего его занимала их старшая сестра, двадцатипятилетняя Софья, для своего времени особа весьма образованная: она знала латинский и греческий языки, играла на многих музыкальных нструментах. Во время приема иностранных послов Софья из тайника через окошко, покрытое ковром, подсказывала Петру, наиболее смышленому мальчику, ответы на вопросы заморских представителей. Послы не раз дивились сообразительности десятилетнего русского царя. ![]() ![]() ![]() Древнюю коллекцию тронов XVI-XVII веков дополняют тронные кресла. Они использовались при коронациях и в других торжественных случаях. Наибольший интерес представляют тронные кресла XVIII века - императрицы Елизаветы Петровны (1742) и императора Павла I (1796). Образцом искусства нового этапа (переход от барокко к рококо) служит тронное кресло Елизаветы Петровны. Сохраняя величавую торжественность, оно очень элегантно и живописно. Гнутые ножки и подлокотники украшают не только резные цветы и травы, но и прелестные женские головки. Официальное назначение кресла подчеркивает великолепое декоративное шитье спинки кресла с изображением государственного герба и вензеля Елизаветы Петровны. Соединение символов власти с легкостью и воздушным изяществом прихотливых завитков орнамента как бы воплощает принадлежность трона женщине. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |